Реконструкция нижнего Кенозёрского волокового пути 

Столетия назад Новгород и Заволочье, как называлась территория современной Архангельской и Вологодской областей, были соединены сетью водно-волоковых путей, предназначенных для торговых и военных судов, идущих из Новгорода в богатые пушниной, солью и лесом северные края. Летописные источники одним из таких путей называют Кенский волок. Целью экспедиции являлась реконструкция Кумбасозерского направления Кенского волока и испытание в полевых условиях берестяной лодки, изготовленной мастером Александром Шутихиным по заказу Кенозерского национального парка. В экспедиции приняли участие сотрудники Парка, ученые и мастера-берестянщики из Архангельска, Котласа, Санкт-Петербурга, села Конево.

Участники экспедиции в номере гостинницы Кенозёрского национального парка в деревне Вершинино, "столице" северной части парка.

Идейный вдохновитель экспедиции - Александ Шутихин

Едовин Алексей - археолог, г. Архангельск

Андрей Полежаев за изготовлением весла для берестяного каюка.

Берестяной каюк для экспедиции был изготовлен ещё в начале августа и хранился в "Рухляном сарае" Кенозёрского национального парка, в деревне Вершинино

Пришла пора достать его на свет божий...

...и подготовить к прохождению маршрута

Вёсла позволяют не только передвигаться по воде, но и нести лодку на плечах

К месту начала экспедиции, деревне Минина, лодка была доставлена на катере.

Сергей Шеметов, мастер-берестянщик из села Конёво Архангельской области

Возможность преодоления больших водных пространств на берестяной лодке была доказана в 2009-м году, во время экспедиции Александра Шутихина со-товарищи от Кеми к Соловецким островам...

...поэтому для экономии времени (и сил) начало экспедиции лодка провела на палубе, а экспедиционеры на корме катера.

По пути мы заехали в деревню Рыжково за проводником

??? - это ???, плюс телефонизация всей страны...

Северные розы

Предстартовая подготовка - внутрь лодки укладываются объёмные, и желательно лёгкие вещи. Спальные мешки, пенки и т. д.

Старт дан

Впереди 18 километров пути до Кумбасозера

Привалы совершались метров через 300 - 500

Древний волоковой путь со временем стал дорогой между деревней Кумбасозеро и Кенозерьем. В середине прошлого века по ней к Кенозеру свозили лес с вырубок.

Лесозаготовка закончилась, был создан Национальный парк (15 лет назад), и дорога заросла.

Местами превращаясь в тропу.

И так почти все 18 километров. Александр бессменно прошёл почти весь путь с лодкой на плечах...

...за исключением случаев, когда на пути попадались озёра. Берестяную лодку спускали на воду и нагружали всей поклажей экспедиции..

Первое - Педозеро

На Педозере был сделан привал с основательным обедом

Дубан - лодка вырубаемая на берегу озера из стволов деревьев. Для остойчивости два ствола сбивались вместе. Естественно, что такие лодки не перетаскивались, между водоёмами, а вырубались на месте.

Николай - наш проводник

Древние крошни и станковый рюкзак.

Ко второму озеру на нашем пути, Святозеру, мы подошли затемно. Вещи вновь перегружаются в каюк.

Утро на Святозере

В этой рыбацкой избушке мы ночевали

Дубан на Святозере

Связь есть

Полтора дня пути - и мы на Кумбасозере

Устье реки Кумбасы - начало водного пути к реке Водле, и дальше до Онежского озера.

Раньше на берегу реки была одноимённая деревня

и ныне это место не пустует, на берегу раскинулась "деревенька" рыбацких избушек.

Можно в берестяном котелке вскипятить себе брусничного чайку

В руках у Андрея клубок берестяной ленты, сырья для будущих изделий.

В последний вечер на Кумбаозере было решено, что нет никакого смысла тащить обратно лодку тем же путём на плечах полтора дня.

На заре Андрей с Александром на берещаном каюке отправились по пути местных рыбаков: до реки Гузеньга, вытекающей из Кумбасозера, далее по Гузеньге до импровизированной пристани. Там рыбаки пересаживаются с "казанок" на свои мотоциклы. Наших героев там должен был встретить бортовой УАЗ лесника, и отвезти в посёлок Поча, на одноимённой реке.

Остальные экспедиционеры отправились пешком обратным маршрутом. Часов через пят они были уже в Минино, где их забрал катер.

А наша съёмочная группа из двух человек отправилась к пристани на Гузеньге, ожидать каюк и УАЗик лесника

Часа за два мы до неё дошли

Часа через четыре из-за изгиба реки показалась казанка, а за ней наши берестянщики на каюке.

Это единственный бортовой УАЗ на правом берегу реки Поча

УАЗ довёз нас до правобережной части посёлка Поча, где мы перекусили..

около моста через Почу

Раньше, когда добывался лес, через Почу ходил паром. Сейчас существует брод, но только по малой воде.

Этот мост - единственное что связывает правобережную часть посёлка Поча с цивилизацией. Максимум, на чём можно проехать по этому мосту - мотоцикл с коляской.

Барак времён леспромхоза

Отдохнув, по мосту ребята пернесли лодку на левый берег Почи, где нас подобрал грузовик, присланный администрацией парка.

Никольская часовня в Вершинино

На ГЛАВНУЮ
Список фотоальбомов
Сайт А. Шутихина
"Северная береста"
Кенозёрский национальный парк

Сайт создан в системе uCoz