![](Keno/_DSC0464.jpg)
Столетия назад Новгород и Заволочье, как называлась территория современной Архангельской и Вологодской областей, были соединены сетью водно-волоковых путей, предназначенных для торговых и военных судов, идущих из Новгорода в богатые пушниной, солью и лесом северные края. Летописные источники одним из таких путей называют Кенский волок. Целью экспедиции являлась реконструкция Кумбасозерского направления Кенского волока и испытание в полевых условиях берестяной лодки, изготовленной мастером Александром Шутихиным по заказу Кенозерского национального парка. В экспедиции приняли участие сотрудники Парка, ученые и мастера-берестянщики из Архангельска, Котласа, Санкт-Петербурга, села Конево.
|
![](Keno/_DSC0454.jpg)
Участники экспедиции в номере гостинницы Кенозёрского национального парка в деревне Вершинино, "столице" северной части парка.
|
![](Keno/_DSC0447.jpg)
Идейный вдохновитель экспедиции - Александ Шутихин
|
![](Keno/_DSC0450.jpg)
Едовин Алексей - археолог, г. Архангельск
|
![](Keno/_DSC0466.jpg)
Андрей Полежаев за изготовлением весла для берестяного каюка.
|
![](Keno/_DSC0479.jpg)
|
![](Keno/_DSC0483.jpg)
|
![](Keno/_DSC0486.jpg)
Берестяной каюк для экспедиции был изготовлен ещё в начале августа и хранился в "Рухляном сарае" Кенозёрского национального парка, в деревне Вершинино
|
![](Keno/_DSC0487.jpg)
|
![](Keno/_DSC0489.jpg)
Пришла пора достать его на свет божий...
|
![](Keno/_DSC0492.jpg)
|
![](Keno/_DSC0515.jpg)
...и подготовить к прохождению маршрута
|
![](Keno/_DSC0518.jpg)
Вёсла позволяют не только передвигаться по воде, но и нести лодку на плечах
|
![](Keno/_DSC0519.jpg)
|
![](Keno/_DSC0523.jpg)
К месту начала экспедиции, деревне Минина, лодка была доставлена на катере.
|
![](Keno/_DSC0526.jpg)
Сергей Шеметов, мастер-берестянщик из села Конёво Архангельской области
|
![](Keno/_DSC0542.jpg)
Возможность преодоления больших водных пространств на берестяной лодке была доказана в 2009-м году, во время экспедиции Александра Шутихина со-товарищи от Кеми к Соловецким островам...
|
![](Keno/_DSC0531.jpg)
...поэтому для экономии времени (и сил) начало экспедиции лодка провела на палубе, а экспедиционеры на корме катера.
|
![](Keno/_DSC0545.jpg)
По пути мы заехали в деревню Рыжково за проводником
|
![](Keno/_DSC0550.jpg)
??? - это ???, плюс телефонизация всей страны...
|
![](Keno/_DSC0554.jpg)
Северные розы
|
![](Keno/_DSC0559.jpg)
Предстартовая подготовка - внутрь лодки укладываются объёмные, и желательно лёгкие вещи. Спальные мешки, пенки и т. д.
|
![](Keno/_DSC0564.jpg)
Старт дан
|
![](Keno/_DSC0571.jpg)
Впереди 18 километров пути до Кумбасозера
|
![](Keno/_DSC0581.jpg)
Привалы совершались метров через 300 - 500
|
![](Keno/_DSC0584.jpg)
Древний волоковой путь со временем стал дорогой между деревней Кумбасозеро и Кенозерьем. В середине прошлого века по ней к Кенозеру свозили лес с вырубок.
|
![](Keno/_DSC0592.jpg)
Лесозаготовка закончилась, был создан Национальный парк (15 лет назад), и дорога заросла.
|
![](Keno/_DSC0593.jpg)
|
![](Keno/_DSC0595.jpg)
Местами превращаясь в тропу.
|
![](Keno/_DSC0612.jpg)
|
![](Keno/_DSC0637.jpg)
|
![](Keno/_DSC0638.jpg)
И так почти все 18 километров. Александр бессменно прошёл почти весь путь с лодкой на плечах...
|
![](Keno/_DSC0647.jpg)
...за исключением случаев, когда на пути попадались озёра. Берестяную лодку спускали на воду и нагружали всей поклажей экспедиции..
|
![](Keno/_DSC0651.jpg)
Первое - Педозеро
|
![](Keno/_DSC0664.jpg)
На Педозере был сделан привал с основательным обедом
|
![](Keno/_DSC0674.jpg)
|
![](Keno/_DSC0679.jpg)
Дубан - лодка вырубаемая на берегу озера из стволов деревьев. Для остойчивости два ствола сбивались вместе. Естественно, что такие лодки не перетаскивались, между водоёмами, а вырубались на месте.
|
![](Keno/_DSC0684.jpg)
|
![](Keno/_DSC0708.jpg)
|
![](Keno/_DSC0720.jpg)
|
![](Keno/_DSC0722.jpg)
Николай - наш проводник
|
![](Keno/_DSC0724.jpg)
Древние крошни и станковый рюкзак.
|
![](Keno/_DSC0746.jpg)
|
![](Keno/_DSC0754.jpg)
Ко второму озеру на нашем пути, Святозеру, мы подошли затемно. Вещи вновь перегружаются в каюк.
|
![](Keno/_DSC0758.jpg)
Утро на Святозере
|
![](Keno/_DSC0760.jpg)
|
![](Keno/_DSC0761.jpg)
|
![](Keno/_DSC0764.jpg)
|
![](Keno/_DSC0769.jpg)
|
![](Keno/_DSC0773.jpg)
|
![](Keno/_DSC0775.jpg)
|
![](Keno/_DSC0781.jpg)
В этой рыбацкой избушке мы ночевали
|
![](Keno/_DSC0784.jpg)
|
![](Keno/_DSC0800.jpg)
|
![](Keno/_DSC0804.jpg)
Дубан на Святозере
|
![](Keno/_DSC0808.jpg)
Связь есть
|
![](Keno/_DSC0845.jpg)
|
![](Keno/_DSC0825.jpg)
Полтора дня пути - и мы на Кумбасозере
|
![](Keno/_DSC0832.jpg)
|
![](Keno/_DSC0833.jpg)
|
![](Keno/_DSC0846.jpg)
|
![](Keno/_DSC0857.jpg)
|
![](Keno/_DSC0861.jpg)
|
![](Keno/_DSC0864.jpg)
|
![](Keno/_DSC0880.jpg)
Устье реки Кумбасы - начало водного пути к реке Водле, и дальше до Онежского озера.
|
![](Keno/_DSC0875.jpg)
Раньше на берегу реки была одноимённая деревня
|
![](Keno/_DSC0881.jpg)
и ныне это место не пустует, на берегу раскинулась "деревенька" рыбацких избушек.
|
![](Keno/_DSC0894.jpg)
|
![](Keno/_DSC0890.jpg)
|
![](Keno/_DSC0895.jpg)
|
![](Keno/_DSC0897.jpg)
|
![](Keno/_DSC0900.jpg)
|
![](Keno/_DSC0903.jpg)
|
![](Keno/_DSC0905.jpg)
|
![](Keno/_DSC0912.jpg)
Можно в берестяном котелке вскипятить себе брусничного чайку
|
![](Keno/_DSC0916.jpg)
|
![](Keno/_DSC0925.jpg)
|
![](Keno/_DSC0936.jpg)
В руках у Андрея клубок берестяной ленты, сырья для будущих изделий.
|
![](Keno/_DSC0971.jpg)
В последний вечер на Кумбаозере было решено, что нет никакого смысла тащить обратно лодку тем же путём на плечах полтора дня.
|
![](Keno/_DSC0994.jpg)
На заре Андрей с Александром на берещаном каюке отправились по пути местных рыбаков: до реки Гузеньга, вытекающей из Кумбасозера, далее по Гузеньге до импровизированной пристани. Там рыбаки пересаживаются с "казанок" на свои мотоциклы. Наших героев там должен был встретить бортовой УАЗ лесника, и отвезти в посёлок Поча, на одноимённой реке.
|
![](Keno/_DSC1012.jpg)
Остальные экспедиционеры отправились пешком обратным маршрутом. Часов через пят они были уже в Минино, где их забрал катер.
|
![](Keno/_DSC1077.jpg)
|
![](Keno/_DSC1089.jpg)
А наша съёмочная группа из двух человек отправилась к пристани на Гузеньге, ожидать каюк и УАЗик лесника
|
![](Keno/_DSC1083.jpg)
Часа за два мы до неё дошли
|
![](Keno/_DSC1097.jpg)
|
![](Keno/_DSC1133.jpg)
|
![](Keno/_DSC1139.jpg)
Часа через четыре из-за изгиба реки показалась казанка, а за ней наши берестянщики на каюке.
|
![](Keno/_DSC1140.jpg)
|
![](Keno/_DSC1142.jpg)
|
![](Keno/_DSC1143.jpg)
|
![](Keno/_DSC1155.jpg)
Это единственный бортовой УАЗ на правом берегу реки Поча
|
![](Keno/_DSC1157.jpg)
УАЗ довёз нас до правобережной части посёлка Поча, где мы перекусили..
|
![](Keno/_DSC1161.jpg)
около моста через Почу
|
![](Keno/_DSC1162.jpg)
Раньше, когда добывался лес, через Почу ходил паром. Сейчас существует брод, но только по малой воде.
|
![](Keno/_DSC1167.jpg)
Этот мост - единственное что связывает правобережную часть посёлка Поча с цивилизацией. Максимум, на чём можно проехать по этому мосту - мотоцикл с коляской.
|
![](Keno/_DSC1168.jpg)
Барак времён леспромхоза
|
![](Keno/_DSC1170.jpg)
|
![](Keno/_DSC1177.jpg)
Отдохнув, по мосту ребята пернесли лодку на левый берег Почи, где нас подобрал грузовик, присланный администрацией парка.
|
![](Keno/_DSC1202.jpg)
Никольская часовня в Вершинино
|